Как работает с особыми мальчиками и девочками районный центр коррекционно-развивающего обучения в Березе

09.01.2023

Перед самым новым годом довелось побывать на одном из мероприятий акции «Наши дети» в Березовском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Подобные мероприятия всегда несут в себе заряд энергии, россыпь положительных эмоций. А как же иначе? Самый ожидаемый детьми праздник: сюрпризы, подарки, сбывшиеся мечты и желания. На утреннике дети широко улыбались, искренне радовались, кружили в хороводе. Все так, но...

Было заметно, как все же непросто их педагогам и воспитателям держать в поле зрения всех воспитанников сразу. Дети особенные, кто-то из них от повышенного внимания, от эмоций в любую минуту может, например, заплакать, тогда нужно быстренько вывести его из зала и за дверью постараться успокоить. Потом снова можно будет вернуться, если мальчик или девочка все же пожелают побыть на спектакле с Дедом Морозом и Снегурочкой. Но быстро справиться со стрессом получается далеко не всегда.

По словам директора центра Татьяны Игнатюк, сейчас в их учреждении специального образования получают помощь 143 ребенка. Из них 93 мальчика и девочки охвачены коррекционно-педагогической поддержкой и социальной реабилитацией, раннюю комплексную помощь получают 12 детей, 38 детей с инвалидностью с тяжелыми и множественными нарушениями приобретают специальное образование в пяти классах и одной дошкольной группе.

"— В центре вместе с совместителями работает 50 человек, — рассказывает Татьяна Станиславовна. — Из них 28 педагоги, есть еще воспитатели, медики, психологи, другие специалисты. Учреждение формирует и ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития всего Березовского района. Сейчас на учете находится 1183 ребенка. Большинство из них занимается в интегрированных классах и таких же группах детских садов. А наше учреждение является координатором системы специального обучения. К нам же попадают самые сложные дети, ведь в центре созданы все условия."

Кстати, занятия посещают не только юные жители Березы, даже из самых отдаленных деревень ребят привозят специальные автобусы. В 7 часов 30 минут начинаются занятия, а заканчиваются в 17.30. Все учащиеся получают бесплатное трехразовое питание. По словам специалистов, кормят очень хорошо, калорийно, сбалансировано, с акцентом на витамины. Для некоторых детей, в соответствии с назначением врача, готовится отдельный диетический стол. Программа обучения и воспитания чем-то напоминает программу в детском саду и школе, например, уроки продолжаются 45 минут. И вместе с тем, все здесь направлено на комфорт особенных детей.

Двухэтажное здание оборудовано двумя пандусами с поручнями. Для перемещения детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата имеется гусеничный подъемник. В помещениях предусмотрены кнопки вызова, тактильные индикаторы пола, речевые информаторы. Есть самые разные кабинеты. Кабинет лечебной физкультуры позволяет проводить реабилитационные мероприятия детям с патологией как нервной, так и косно-мышечной системы. Названный кабинет работает довольно давно, а пять лет назад появилась сенсорная комната. Он представляет собой особым образом организованную среду, в которой ребенок в безопасной и комфортной обстановке исследует окружение. Делать это воспитанник может либо самостоятельно, либо при ненавязчивом сопровождении взрослого. Оборудование сенсорной комнаты позволяет активно использовать элементы свето — и цветотерапии, звуко-и музыкотерапии, а еще песочной терапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии. Программа «Мир волшебных иллюзий», в которой сочетаются элементы звездного неба, подводного царства, сказочных сюжетов, особенно нравится детям. Они любят эту комнату, сюда приходят не только на индивидуальные сеансы, но и небольшими группами, иногда вместе родителями.

Родителям особенных детей тоже нужна помощь. «Осознать и принять, что у тебя особенный ребенок, бывает очень непросто, — рассуждает Татьяна Игнатюк. — Мы всегда готовы прийти на помощь мамам и папам. Тренинги, занятия типа «Уверенная мама» постоянно проводятся в центре. Если родители правильно настроятся на воспитание особого ребенка, тогда и нам легче будет работать по адаптации, социализации ученика, вместе одерживать маленькие победы, из которых и состоит наша работа».

Татьяна Станиславовна работает в центре со времени его открытия — с 2004 года, с сентября прошлого года — директором. Вспомнила случай из своей практики — историю мальчика Ромы. Он пришел в центр в восемь лет и совершенно не умел говорить. На одном из первых занятий подошел к белорусскому уголку, где располагался стенд с символикой, и стал напевать какую-то мелодию. Ее узнали — это был гимн нашей страны. Оказалось, у мальчика хороший слух, он мог запоминать музыку. От этого отталкивались, и постепенно шаг за шагом, потихоньку, настойчиво и упорно двигались дальше с малым учеником. И вот он понемногу стал говорить, потом научился читать, освоил многие жизненные навыки. Роман уже выпускник, ходит в центр реабилитации для взрослых, ходит самостоятельно.

«Мне очень приятно встречать его на улице, радуюсь его небольшим успехам. В разных аудиториях я не раз говорила: «Легко полюбить успешного ребенка. Полюбите наших детей! — говорит Татьяна Игнатюк. — Они тоже откликаются на любовь. Наши маленькие победы иногда стоят гораздо больше, чем победы и достижения обычных детей».

По словам директора, их педагоги и сотрудники заслуживают особой благодарности общества. Не все могут работать в подобном учреждении. Некоторые приходят устраиваться и уходят буквально через несколько дней. Остаются те, кто может полюбить.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото Валерия КОРОЛЯ