ДОМ НАДЕЖДЫ: КАК ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ В БЕРЕЗОВСКОМ ЦКРОИР

07.05.2023

Появление детей в семье наполняет дом счастьем. Но, если ребенок рождается особенным, не каждый родитель может самостоятельно, без помощи специалистов справиться со сложностями, которые возникают. Выйти из этой ситуации, принять ребенка таким, какой он есть, любить его, заботиться, дать возможность развиваться в соответствии с его особенностями помогает весь коллектив Березовского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, начиная от руководителя и заканчивая водителями и помощниками воспитателей.

Таких неравнодушных и добрых людей в центре работает 50 человек, включая совместителей. Это 28 квалифицированных педагогов-профессионалов, а еще воспитатели, медики, психологи, учителя-дефектологи и другие специалисты. Одно из основных направлений работы центра – диагностика, так как своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития помогает скорректировать их дальнейшее развитие. В районном банке данных детей с ОПФР – 1 183 ребенка, большинство из которых занимаются в пунктах коррекционно-педагогической помощи, обучаются и воспитываются в интегрированных классах школ и группах детских садов. Самые сложные, особенные, ребята приходят в центр, который становится для них домом, местом, где их учат простым вещам – говорить, ориентироваться в быту, помогают адаптироваться в обществе, дают им необходимые навыки. Воспитанники, как правило, имеют сразу несколько особенностей физического и психического развития.

В 2022/2023 учебном году в центре получают помощь 143 ребенка. Занятия, которые проводятся как индивидуально, так и в подгруппах, посещают дети из многих населенных пунктов района. Мальчиков и девочек двумя специальными оборудованными автобусами, оснащенными закрепленными инвалидными колясками, ремнями безопасности, подъемником, специальными поручнями, подвозят на обучение. Всего осуществляется подвоз 32 детей. Родители, беззаветно любящие своих деток и радующиеся их каждому новому достижению, звуку, движению, улыбке, отправляют утром своих ребят и забирают вечером, при этом твердо убеждены: именно здесь помогут их детям.

В учреждении специального образования получают помощь 143 ребенка, из них 93 мальчика и девочки охвачены коррекционно-педагогической помощью и социальной реабилитацией, раннюю комплексную помощь получают 12 детей, 38 детей с инвалидностью с тяжелыми и множественными нарушениями – специальное образование в пяти классах и одной дошкольной группе.

В центре все продумано до мелочей и направлено на комфорт особенных детей: оборудованы пандусы с поручнями, гусеничный подъемник для перемещения воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата по этажам, стулья – рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые могут также быть кушеткой и вертикализатором-стойкой, тактильные индикаторы пола, игровые и обучающие зоны, самые разные кабинеты и многое другое. В центре своя, особая атмосфера. Каждая деталь интерьера, созданного умелыми руками директора и сотрудников, проникнута заботой и любовью о своих воспитанниках: светлые тона стен, яркие игрушки, уютная, почти домашняя обстановка.

Коллектив всегда в поиске новых ресурсов в стремлении эффективно помочь детям с особыми потребностями. В 2017 году центр, участвуя в конкурсе местных инициатив в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», стал победителем с инициативой «Создание и оборудование сенсорной комнаты для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ОПФР Березовского района». На оборудование сенсорной комнаты было затрачено более 30 тысяч долларов. Теперь можно с уверенностью сказать, что она одна из самых современных в республике, а значение «волшебной» комнаты, или, как ее еще называют, «комнаты-доктора», для детей с инвалидностью огромно. Здесь ребенок в спокойной и безопасной обстановке исследует окружающий мир, восстанавливает свое эмоциональное состояние, расслабляется, преодолевает страх и плодотворно работает, не замечая этого.

– Для детей с пониженной психической активностью занятия в комнате могут стать пусковым механизмом для включения их в деятельность благодаря применению источников света, звуков, запахов и стимуляции различных органов чувств, – говорит педагог-психолог Елена Козека. – Здесь происходит воздействие на основные каналы центральной нервной системы. А профессиональное оборудование позволяет создавать наилучшую атмосферу для стабилизации психоэмоционального состояния и комфорта детей.

Комната наполнена сенсорными, звуковыми, тактильными и двигательными раздражителями. Педагоги используют песочную терапию, сказкотерапию, телесно-ориентированную терапию. Массажные мячики, яркие светооптические эффекты, чарующие фонтанчики привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу. Воспитанники могут все потрогать, поиграть, понаблюдать, поперебирать в руках, а при желании – уединиться в зоне релаксации с мягким освещением или расположиться на мягких модулях.

Карина, Настя, Захар и Дима, зайдя в комнату, совершают уже привычный для них ритуал: приветствуют педагога, проходят по тактильной дорожке, затем выполняют определенные задания во взаимодействии со взрослым для освоения ими основных эталонов – например, цвета, формы, величины и т.д. Детки искренне выражали свои эмоции за световым столом для песочной арт-терапии – такой вид деятельности, например, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. При помощи опытного педагога Елены Козеки ребята формируют способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами рук. А затем рассеянный свет, появившееся при помощи проектора подводное царство на потолке – все это расслабляло детей, вызывало у них эмоции.

В сенсорной комнате коррекционно-развивающие занятия и сеансы релаксации с детьми и с родителями проводят опытные педагоги: Татьяна Долженко, Ирина Михнюк, Светлана Турко, Елена Жебрун.

Не так давно в ЦКРОиР появилось оборудование – сенсорно-динамический зал «Дом Совы», подаренное председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальей Кочановой во время посещения центра в рамках республиканской акции «Наши дети». Это зал со специальными подвесными снарядами, например, цилиндр, бревно, качели, гамаки, коконы для занятий по методу сенсорной интеграции и другим коррекционно-развивающим технологиям. Специалисты мастерски и незаметно провоцируют ребенка на выполнение каких-либо конкретных заданий. Мальчишки и девчонки – Ева, Алеша, Мирослава, Рома, Глеб, Даник – с помощью педагогов Натальи Бердник, Елены Валюшко, Алины Пукало демонстрировали нам упражнения на подвешенных снарядах. Добрые улыбки детворы доказывали, что им очень нравятся занятия в этом зале, ребятам хотелось продемонстрировать все, чему они научились, на каждом из этих модулей.

– Благодаря «Дому Совы» ребенок эффективно осваивает двигательные навыки, – рассказывает учитель Елена Валюшко. – Развивается физическая сила, ловкость, баланс, координация. Различные модули создают разнообразные задачи для мозга, которые ребенок решает за счет своей двигательной активности. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушарий. Таким образом развитие получает не только тело, но и мозг.

После серий регулярных упражнений в сенсорной комнате и в «Доме Совы» у ребенка улучшаются когнитивные функции, повышается активность, проходят чрезмерная тревожность и импульсивность, конечно же, развивается крупная моторика, оптимизируется система сложных психологических процессов.

Татьяна Игнатюк, директор ЦКРОиР:

– Эффективное сенсорное развитие не может ограничиваться специальными занятиями, важно использовать сенсорную стимуляцию в ежедневных ситуациях. Поэтому родителям необходимо при любой возможности разнообразить сенсорные впечатления своего ребенка. Например, как можно чаще побуждать детей в играх к прикосновению с водой, песком, красками, крупами. Потребность детей в прикосновении велика. Выражайте свои чувства через объятия и прикосновения, ведь это самый сильный язык выражения любви родителей к детям. Тренируя все сенсорные системы, взрослые помогают детям лучше воспринимать любую новую информацию и формировать адекватное представление об окружающем мире и его разнообразных сферах. Такие дети научатся самостоятельно справляться со стрессами и расслабляться, когда это необходимо, и будут проявлять хорошую концентрацию, музыкальный слух, тактильную восприимчивость, тактильное цветоразличение и другие полезные навыки. Эффективное сенсорное развитие ребенка с младенчества – залог успешного развития в будущем.

Жанна МИРОШНИК

Фото Сергея БОБРОВА