Трудовая культура ребёнка

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязаны понятиями.
       Трудовое воспитание детей – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
         Трудовое воспитание ребенка с ТМНР начинается с формирования в семье и ЦКРОиР элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для ребёнка естественной физической и интеллектуальной потребностью. В условиях коррекционного центра  решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда;
- воспитание уважения к людям труда, бережное отношение к результатам труда;
- формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать желание детей помогать взрослым;
- подчёркивать значимость результатов их труда;
- приобщать детей к самообслуживанию.


Цель: формирование положительного отношения к труду


Виды труда детей:
1. Самообслуживание.
2. Хозяйственно-бытовой труд
3. Труд в природе.
4. Ручной труд.
Формы организации труда:
1. Поручения
2. Дежурства
3. Коллективный труд (совместный, общий).
       
 

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах (классах), а ручной труд группах детей постарше.
  
          Поручения широко используются во всех классах центра. Работу с детьми по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем (учителем), и только много позже переходить к другим формам.
      
     В силу психологических особенностей детей центра недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Детей мало интересует результат, их влечёт сам процесс действия.
   Когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели (учителя) используют групповые поручения.
   Основной формой объединения детей в труде является труд «рядом», когда каждый ребёнок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем (учителем), при этом он упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
   Дежурства – систематической труд, требующий определенного уровня самостоятельности.
   Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд, который используется, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты имеют практическую и общественную значимость. Воспитатель может решать более сложные задачи трудового воспитания:
   - приучать детей договариваться детей о предстоящей работе;
   - работать в нужном темпе;
   - выполнять задания в определённый срок.
   Общий труд – дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.
   Совместный труд – дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
    В процессе труда дети приобретают необходимые навыки,  в том числе навыки ухода за растениями и животными  (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду желание трудится (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).  
 
Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

   
   Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).
   
      Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

    
      Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
   


Практические материалы

Как правильно мыть руки

   Вид деятельности: практическая работа
   Цель: воспитывать аккуратность, опрятность.
   Опорные словосочетания: туалетные принадлежности; соревновались, кто    быстрее и лучше вымоет руки; завернул рукава; мыл (вымыл) руки аккуратно (чисто, быстро, небрежно).
   Занятия проводятся в умывальной комнате.
   Ход занятия
     Педагог предлагает показать туалетные принадлежности, назвать их. Спрашивает, как хранятся туалетные принадлежности (мыло,  зубная паста, щетка), где хранятся.
     Затем перед учениками ставится задача распределиться на пары. Задание одному – мыть руки, другому – наблюдать и оценивать выполнение задания.
     Правило: «перед каждой едой руки тщательно мой».
     Учащиеся должны выполнить следующие действия:
* Приготовь мыло и полотенце.
* Заверни рукава рубашки.
* Открой краны с горячей и холодной водой, сделай воду тёплой.
* Чисто вымой руки с мылом.
* Закрой краны с водой.
* Убери мыло в мыльницу.
* Насухо вытри руки полотенцем.
* Спусти рукава рубашки.
На занятиях дети в практических упражнениях тренируются, как правильно мыть руки, чтобы они были чистыми.
Вопросы: Каким надо быть человеком? (чистым, аккуратным)
В конце занятия им предлагается объяснить пословицу «По одежке встречают, по уму провожают»


Приготовление бутербродов


   Вид деятельности: практическая работа
   Цель: учиться приготавливать бутерброд.
Оборудование: инвентарь и посуд, карточки с инструментами, опорными словами.
  На доске запись.
Оборудование рабочего места: продукты, посуда для готовых изделий, разделочные доски, приспособления, инструменты.
План-инструкция:
1. Нарезать хлеб.
2. Намазать ломтик хлеба маслом.
3. Очистить сыр и натереть на терке.
4. Посыпать хлеб сыром.
5. Уложить бутерброды на тарелку.
   Во вступительной беседе дети знакомятся с темой занятия, распределяются на пары.
   Для выполнения задания один ученик, опираясь на план-инструкцию, дает задание другому, который его выполняет, сообщает обо всех своих действиях.
   Опорные слова и фразы для отчёта о проделанной работе:
   Сначала нужно … хлеб.
    Намазать ломтик хлеба (чем?) … Очистить сыр и … на терке.
   Посыпать хлеб (чем?) … Уложить бутерброды на … 


Мытьё посуды


   Вид деятельности: практическая работа
   Цель: приучать детей содержать посуду в чистоте и порядке.
  План-инструкция:
1. Взять немного жидкости для мытья посуды на сырую тряпку.
2. Вымыть чашки теплой водой.
3. Сполоснуть в холодной воде.
4. Протереть чашку сухим полотенцем.
5. Убрать чашку в шкаф.
  Опорные слова: жидкость для мытья посуды, порошок, сода.
 Организация работы
Вопросы к детям:
* Какое сейчас  занятие?
* Почему вы так думаете?
* Кто дома моет посуду?
* Кто тебя научил мыть посуду?
* Какие моющие средства ты знаешь?
Сообщение педагогом темы занятия. Деление детей на пары.
    Практическая работа включает поэтапный показ педагогом последовательности действий и выполнение детьми работы по подражанию.