Как не нужно отвечать на детские вопросы

     Дети - исследователи. Они любознательны и неравнодушны. Психологи отмечают несколько периодов в речевом развитии детей. Некоторые из них связаны с тем, какие вопросы задают дети.
     Первый период вопросов бывает в два-три года. Ребёнок интересуется всем подряд: как зовут кошку, где спят птицы, когда завтра будет лето и т.д.
     Второй период вопросов начинается в 4-5 лет. Это уже более сложные вопросы - и с точки зрения структуры, и с точки зрения ответов. Это период вопросов "Когда?", "Где?" и "Почему?».
     Всем взрослым известно, что отвечать на детские вопросы надо. Но вот вопрос - как отвечать. Возьмём, к примеру, самый простой вопрос ребёнка "Почему с деревьев падают листья?". У взрослых такой вопрос вызывает, по крайней мере, 10 типов ответов-реакций.
     1.Взрослый выражает удивление: "А почему, собственно, они не должны падать?". Тут и явное неодобрение, и неготовность ответить. Преобладает тут эмоция недоумения: "Странные вещи ты спрашиваешь!". Но ребёнок именно поэтому и спрашивает, что для него это странно.
     2.Бывает, что взрослый повторяет в своем ответе вопрос: "Почему листья падают? Потому что падают". Это ответ-пустышка, когда взрослый опять-таки делает вид, что ребёнок спрашивает о чем-то очень примитивном.
     3.Другой тип ответа на детский вопрос - ссылка на регулярность: "Листья каждый год падают". Тут уже чуть больше информации, но ответа по существу снова нет.
     4.Более серьёзным является отсылка якобы к сущности: "Листья падают, потому что они такие". Очень философский ответ. По форме, но не по существу. Ребёнку он мало что даёт. Это что-то вроде шутливого выражения "Такова селява, как говорят японцы".
     5.Взрослые любят делать отсылку к чему-то хорошо им известному: "Листья падают потому, что такой закон в природе". Хорошее обобщение, и оно тоже настраивает на философский лад.
Однако для ребёнка такой ответ по-прежнему не содержит никакой конкретной информации. Он не знаком ещё с законами природы.
Кстати, обобщение - это один из типичных приёмов манипуляции, известный всем, кто изучал нейро-лингвистическое программирование.
      6.Иногда, отвечая на вопрос, взрослые отсылают к несуществующим у предметов эмоциям и желаниям. "Почему листья падают?" - "Потому что им так хочется". В этом выражается так называемый антропоморфный взгляд на природу, когда явлениям окружающего мира приписываются человеческие свойства. Ребёнка такой ответ может устроить, но только на некоторое время. Ребёнок ведь должен научиться различать то, что относится к человеку, и что не относится. Поэтому такого рода ответ уводит детей в область мифологии и сказок, а не приближает к пониманию реального мира.
     7.Взрослые любят объяснять по аналогии: "Деревья засыпают, и тогда…". На первый взгляд, это - уподобление деревьев людям. Но, начав так отвечать, можно сообщить ребёнку сведения о цикличности смены времен года, о том, что зимой меняется всё вокруг ("словно засыпает"), а весной, наоборот, просыпается. И провести маленький урок природоведения.
     8.Возможно объяснение по дедуктивной модели - от общего к частному. "Листья падают потому, что они живые, а всё живое умирает". Тут взрослый пытается дать представление о природе как части живого мира. Природа не просто похожа на что-то живое, а сама действительно живая.
     9.Возможно и причинное объяснение: "Листья падают потому, что сильный осенний ветер срывает их". Такой ответ уже объясняет значительно больше, показывая взаимосвязь явлений природы.
     10.Последний тип ответов - целесообразное объяснение: "Листья падают для того, чтобы новые листья появились весной". Взрослый направляет мышления ребёнка и на цикличность природных явлений, и на будущее (а не только на смерть).
     Итак, если взрослый стремится "поставить ребенка на место", затыкает ему рот, учит его прежде всего уважать старших, то тем самым он демонстрирует свой невысокий уровень развития. Но что хуже всего, это то, что он сковывает познавательную активность растущего человека, не даёт ему стимулов для развития.
     Прочитайте ещё раз все десять типов ответов на вопросы "Почему?" и постарайтесь каждый раз находить такой ответ, который, соответствуя сути вопроса, развивал бы мышление ребенка. Учитесь думать вместе с ребёнком, и вы получите в своем маленьком собеседнике мыслящую и активную личность

"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку


      Перед тем, как осуществить какое-либо действие, человек обязательно сначала мысленно "проигрывает" его, хотя сам может этого и не замечать. Наверняка, с Вами не раз происходили ситуации, когда Вы брали какой-либо предмет, а он оказывался намного легче, чем Вы ожидали. Замечали, как взмывала вверх Ваша рука?
      Почему так происходило? Потому что в мысленной "репетиции" предстоящего действия участвует весь организм. Достаточно представить себе как Вы сейчас встанете, или обернетесь, - и в состояние боеготовности приводятся все соответствующие мышцы, они уже мобилизованы и способны произвести то, что Вы себе представили. Вот и в описанной выше ситуации, Ваш мозг оценил предмет как тяжелый, организм, мышцы заранее настроились на подъем "тяжести", и в случае ошибки, когда предмет оказался значительно легче, рука по инерции взмывает вверх. Насколько такая репетиция видна со стороны, зависит от степени сложности задачи и от умения человека владеть собой.
      В ситуации же, когда нам запрещают что-либо делать, нам необходимо все равно мысленно "прокрутить" в уме запретное действие, чтобы понять, что вот ЭТО делать нельзя. В психологии есть такой эксперимент-шутка, который как раз демонстрирует тот факт, что когда человеку что-то запрещают, то он сначала должен мысленно отчетливо представить, что же ему нельзя делать.
      Что будет, если человеку сказать: "Смотри в эту точку, а вон в ту смотреть нельзя " и особым прибором фиксировать движение глаз? Испытуемый, сам того не осознавая, будет постоянно поглядывать в запрещенную точку.
      Но мы, взрослые, если хотим, конечно, можем противостоять этому искушению. А вот дети не могут. Скажите ребенку до трех-четырех лет: не бросай мячик - и он его тут же бросит. Вы его накажете, и совершенно напрасно. Он ведь не из вредности его бросил - просто мысленно представил себе это действие, а так как мысленный и действительный план для ребенка еще слишком слиты, то не повторить его в реальности он пока не может. Справедливости ради стоит заметить, что и для некоторых слабовольных взрослых запрет - прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод - сладок.
       Вы можете сами побыть в роли исследователя и провести следующий эксперимент. К Вашему ребенку в гости пришили друзья (например, на день рождения). Дети бегают по комнате, играют. Вы можете взять и стульями, или ленточкой, обгородить в центре комнаты замкнутое пространство - и сказать: играйте в любом месте комнаты, а на отгороженное пространство не заходите - нельзя! Догадываетесь, что тогда произойдет? Если дети совсем маленькие, то они тут же, как по команде, ринуться в запрещенный круг. Те кто постарше, а значит и похитрее, будут искать любой повод, чтобы нарушить установленные границы.
      Ребенку, чтобы освоить запрет, нужно совершить запретное действие в реальности. И только после многократных проб, он сможет представить себе это действие в уме - и не сделать его.
Поэтому родителям, если они хотят, чтобы ребенок чего-то не делал, лучше сразу предложить альтернативное запрещаемому действие и сформулировать запрет в утвердительной форме. Например, вместо того, чтобы говорить: "Не дергай кошку за хвост!", лучше сформулировать свой запрет так: "Кошка - живое существо, так же как и ты, и ее надо любить! Ты можешь ее погладить, если хочешь ".
      Можно также сначала дать возможность ребенку в игре, в искусственной ситуации освоить какое-либо действие - что-то бросить, разбить, сломать, разрисовать, - а потом уже запрещать.


Как выбрать игрушку

Пространство игры и игрушки –
 самое сложное для взрослого, потому что
 оно очень изменчиво, непостоянно.

     Пять советов родителям по приобретению игрушек для детей дошкольного возраста
    
     Совет первый. Не берите детей дошкольного возраста с собой в магазин. Выбор игрушки – серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также клад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и др. Поэтому капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.
    
     Совет второй. Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок, за бесплатной консультацией. В дошкольных учреждениях работают профессиональные педагоги, педагоги-психологи и методисты. Эти специалисты: подскажут вам, какие особенности психического развития необходимо учитывать при выборе игрушек; поделятся своими наблюдениями за вашим ребенком в группе; расскажут, в какие игры и как играет ваш ребенок с детьми в группе.
    
     Совет третий. Следует обратить внимание на ассортимент – отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия – признаки правильного магазина детских игрушек. А что должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для сюжетных игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора и др.), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство. Желательно, чтоб в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Еще одна особенность магазинов развивающих игр наличие методических описаний к играм. Не только инструкция, чтобы правильно собрать игрушку или разобраться с правилами игры, а именно описания, что и как развивает у детей данная игра.
      Совет четвертый. Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребенка. Назовем их критериями и условно разделим на две категории: обязательные и дополнительные. Обязательных критериев пять:
    
     1. Безопасность игрушки.
     1.1 О безопасности свидетельствуют: наличие сертификата, отсутствие явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.
     1.2 Игрушка не должна провоцировать ребенка на агрессию и жестокость или вызывать страх и тревогу.
     1.3   Игрушка не должна вызывать психической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
     2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.
     3. Привлекательность игрушки для ребенка.
     4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).
     5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описаниях.
    
     Если вы хотите стать действительно квалифицированным в выборе игр и игрушек, то постарайтесь запомнить еще и дополнительные критерии:
     1. Культуросообразность игрушки, т. е. ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
     2. Возможность использования игрушки в коллективной игре.
     3. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (дети с ОПФР или одаренные дети).
     4. Прочность и долговечность игрушки.
     5. Использование в игре натуральных материалов (песок, дерево, камень, вода).
     6. Качество описания игрушки.
     7. Качество упаковки игрушки.
    
     Совет пятый.
     Любите своего ребенка, активно участвуйте в его игровой деятельности.