Консультация на тему: «Сексуальное насилие над детьми»

Рекомендации для повышения эффективности развивающих занятий с детьми

1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.
Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.
Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком этого возраста. Младшие школьники, в принципе, уже готовы для того, чтобы с ними проводили специально организованные занятия. Но и при работе с детьми школьного возраста не стоит забывать основной принцип любого обучения: "Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!". И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.
2. Занятия должны быть регулярными. Занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю.
3. Планируйте занятия заранее.
Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений.
4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.
Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил: - ни с кем его не сравнивайте, важны только его собственные достижения;
- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается иил не уверен в себе;
- поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;
- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов. Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…
5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.
Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".
6. Формируйте у ребенка желание учиться.
Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.
Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".
Ниже мы приводим основные особенности природной организации нервной деятельности ребенка, которые могут быть причинами трудностей в обучении:
1. Низкий уровень работоспособности - недостаточная выносливость нервных клеток ребенка при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается и результативность мыслительной деятельности снижается. 2. Медлительность психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида заданий на другие. Необходимо отметить, что у каждого ученика существует свой индивидуально приемлемый темп деятельности.
3. Повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой. 4. Ребёнок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. В разной мере импульсивность свойственна всем детям, но при яркой выраженности она может стать серьёзным препятствием в процессе учебы.

ДЕТСКАЯ РЕВНОСТЬ

В семье, где есть несколько детей, родители часто сталкиваются с проблемой детской ревности и соперничества между детьми.
С появлением в семье второго ребенка первенец часто чувствует себя вытесненным из своего привилегированного положения. Ранее ему принадлежали все внимание и любовь родителей, бабушек и дедушек, а в один прекрасный день его подвинули на «троне». В такой момент в поведении старшего брата или сестры появляются первые признаки ревности.
В чем она проявляется?
В том, что старшие дети стремятся своим поведением вернуть прежнее место «кумира» семьи или устранить соперника из поля внимания близких. Старший может начать вести себя агрессивно по отношению к малышу, может отказываться от еды и просить пить из бутылочки, может начать мочить простынки, хотя давно уже приучен к опрятности, появляется негативизм или повышенная плаксивость.
Родители не должны критиковать, ругать или смеяться над ревнивым ребенком!
Если старшему менее 7 лет, взрослые могут подключить его к роли родителей по уходу и заботам о малыше. Это включит его в систему отношений, и он не будет чувствовать себя изолированно, а роль заботливого старшего брата или сестры снизит чувство ревности.
Только не взваливайте на плечи старшего ворох обязанностей. Желая сформировать чувство ответственности, не следует переходить границы. Обязанности, замечания «ты старше», «ты должен» вызывают сильную антипатию к младшему.
Старшие дети должны свободно играть, имея свои интересы, своих друзей. У старшего ребенка родители должны поощрять проявления «взрослых» поступков (самостоятельно обулся, убрал игрушки).  Важно, чтобы ребенок имел и «взрослые права»: позже лег спать, дольше смотрел телевизор, выбрал сладости для всей семьи. Ребенок должен понять, что быть большим – это привилегия, взрослеть – это почетно. А внимание родителей можно завоевать «взрослыми» делами и добрыми поступками. Мама обязательно должна находить время на общение и игру со старшим ребенком каждый день. Причем в такие моменты внимание и любовь мамы должны быть безраздельными  (без присутствия малыша, без заглянувшей в гости соседки или убегающего на плите молока).
Бывает, что из благих намерений бабушки и дедушки забирают к себе старшего внука или внучку. Ребенок, с одной стороны, купается во внимании спокойных и добрых родных, а с другой – может чувствовать оторванность от семьи, ненужность и брошенность. Пусть лучше бабушка и дедушка побудут с младшим, а у мамы с папой останется время погулять и позаниматься со старшим.
Многие родители, стараясь смягчить соперничество, пытаются «одинаково любить» детей: покупают одинаковые игры, одежду, сладости. Это способствует уравниловке, а значит, и нарастанию ревности.
Любить каждого ребенка нужно так, как ему это необходимо!
Детям не нужна одинаковая любовь, они мечтают, чтобы их любили по-особенному, не как всех. У каждого ребенка свой характер и свои потребности в ласке и внимании. Одни нуждаются в постоянном присутствии родителей, другие более самостоятельны. Не может быть одной мерки для всех.
Родители должны вести себя так, чтобы каждый ребенок считал себя любимым. Как этого добиться? Кто ближе в данную минуту к вам, к тому и проявляйте свою любовь. Если ребенок чувствует, что его родители любят, то ему незачем нервничать и бороться, отвоевывать себе их внимание и время.
Детскую ревность можно ослабить, если никогда не сравнивать детей между собой!
У каждого свой физический и умственный потенциал, свое особое сочетание талантов и недостатков. Каждый неповторим и ценен.
Старайтесь укрепить привязанность детей друг к другу!
Советуйтесь и учитывайте мнение старшего при выборе и покупке подарка малышу (даже если старший – дошкольник). Помогите младшему приготовить сюрприз для старшего брата или сестры. Хвалите за совместные «мирные» игры, устраивайте семейные мероприятия, в которых дети должны быть в «одной связке».
    Соперничество между братьями и сестрами – почти неизбежный и отчасти закономерный кризис раннего детства. Это бывает почти с каждой семьей, где есть хотя бы двое детей. Этого не следует бояться. Благодаря такой ситуации дети научатся взаимодействовать с другими людьми, находить свое место в жизни, учатся отстаивать свои права и учитывать интересы людей, которые их окружают. Задача родителей – помочь им в этом.


Если в семье ребенок с ДЦП


     То, как родители справятся с суровой действительностью, крайне важно для благополучия не только ребенка, но и всей семьи. Не секрет, что родители испытывают к малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового малыша, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок – желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители переживают. Многие родители надеются на чудесное исцеление и ищут все новых особенных врачей или больницы. Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя – решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других – преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают и то, и другое.
     Родители должны постараться овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными.
     Признать ребенка – это значит установить с ним отношения, радостные и для него, и для всей семьи; только в таком случае малыш окажется в самой лучшей для его развития среде. И тогда он войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу; ребенок, именно такой, какой он есть – с двигательными нарушениями и, может быть, с нарушениями интеллекта, – будет социально адаптирован. Любому ребенку, здоровому или больному, во имя его будущего счастья и социального благополучия, нужна счастливая и полноценная семья. Если он счастлив и у него есть надежные взаимоотношения в семье, то и учиться, в узком педагогическом смысле, ему гораздо легче.
     Пожалуй, самое важное для семьи – прочные взаимоотношения между родителями, их поддержка и помощь друг другу. Необходимо, чтобы оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность за заботу о ребенке. Хуже всего неравноправие – когда кто-то из родителей считает для себя возможным ругать другого или меньше заниматься ребенком, или наоборот – когда всю ответственность берет на себя только один родитель.
      В идеале родители должны быть очень близкими людьми, поддерживать друг друга, делить заботы и радости поровну. Мужу следует очень хорошо понимать, насколько важно будет для жены открыто говорить с ним о своих проблемах и насколько важно им разделять чувства друг друга. С самого начала родители должны осознать, что потребности есть не только у ребенка, но и у них. Не нужно отказывать себе в удовольствии наслаждаться своим союзом. И для ребенка с нарушениями, и для его братьев и сестер, и для его родителей важнее всего на свете нормальная семья. Нельзя приносить на алтарь заботы о ребенке всё и вся. Малыш, чьи родители измотаны и чрезмерно заботливы, неизбежно будет страдать, да и не только он, но и вся семья. В худшем случае семья не выдержит чрезмерного напряжения и распадется.
     Чувства и потребности у ребенка с нарушениями абсолютно такие же, как у и обычных детей. Ему нужна любовь, но не душные объятия; он нуждается в заботе, но не в безграничном потакании; из всего, чего он может достичь, наболев важны самостоятельность, возможность в будущем стать независимым и занять свое место в обществе.
      Семья не может быть счастлива, если мама измотана, переутомлена и раздражена (так бывает, когда мамы «приносят себя в жертву). Общество никогда не сможет узнать о проблемах людей с нарушениями, помогать и сочувствовать им, если вы не пойдете навстречу обществу.
     Когда родители справились наконец с потрясением и настроились сделать для своего ребенка все, что от них зависит, приходит время четко определить, к чему же они стремятся. Ребенок с нарушениями станет взрослым. Благополучие взрослого зависит от того, как он впишется в общество. Если у него будут друзья, если он сможет нормально жить и работать в обществе, активно участвовать в общественной жизни и отдыхать среди людей, он будет счастлив. В противном случае, не имея друзей, отталкивая окружающих странным, инфантильным, агрессивным или неприятным поведением, он будет несчастен. С самого начала родители должны понять крайне важную вещь и всегда помнить о ней: любой ребенок должен в итоге стать взрослым, который в меру своих способностей ведет себя как любой взрослый человек. Если поведение ребенка не будет нормальным, особенно если оно не будет соответствовать его возрасту, социальная адаптация окажется трудной или невозможной.
     Чтобы научиться правильному поведению в обществе, особого ума не надо. Нужна лишь соответствующая тренировка – надо создавать ребенку однозначные ситуации и учить его вести себя в них правильно. Тогда, столкнувшись с подобными ситуациями в жизни, он будет точно знать, чего от него ждут.
     Самые первые и самые важные взаимоотношения ребенок устанавливает с членами своей семьи, с этого начинается его социальная адаптация. Умение налаживать отношения с другими людьми строится именно на первом опыте, и если он окажется удачным, дальнейшее формирование личности будет проходить легче. И с эмоциональной, и с социальной точки зрения, ребенок с нарушениями ничем не отличается от любого другого. Он нуждается в любви и заботе, но не больше других детей. Ему, несомненно, не нужны ни жалость, ни чрезмерная, навязчивая опека, ни слезливая и покровительственная ласка, ни постоянное пожизненное лечение. Со временем взаимоотношения родителей и детей меняются. Поведение родителей, нормальное по отношению к двухнедельному крохе, малышу пяти-шести месяцев уже не годится, и еще больше не подходит ребенку пяти лет. Остерегайтесь привычки повторять: «Он еще маленький», или: «Еще успеет», или: «Он пока не понимает». Вполне вероятно, что подобные отговорки рождены неосознанным желанием родителей отрицать физические недостатки ребенка, но в результате возникает тенденция «инфантилизировать» его – и уже сам он считает себя маленьким (с ним действительно обращаются, как с маленьким) и этим объясняет свою беспомощность. К сожалению, такое обращение в самом деле приводит к беспомощности: ребенок отстает в развитии в тех областях, где мог бы добиться большего. Чтобы ребенок правильно развивался, вы должны все время изменять свои с ним отношения, мягко поощрять любые попытки что-то рассматривать, издавать звуки, исследовать окружающий мир и действовать. Тогда месяц за месяцем и год за годом под вашим умелым и мягким руководством ребенок сможет научиться навыкам, ранее для него недоступным. Именно это, а не установление постоянной его от вас зависимости и есть настоящая родительская любовь.
       Таким образом, путь к конечной цели развития ребенка, то есть к его независимости, таков: вначале у него, благодаря вашей любви, нежности и заботе, возникает уверенность в себе; затем постепенно, шаг за шагом, поощряемый вами, он учится самостоятельности.


Чем занять ребенка дома?
 
  
  Специально организованные игры способствуют  созданию эмоционально положительного настроя детей. Они подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых,  мама предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.      Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Разнообразие полезных и увлекательных занятий дома.
игры с красками          
 - ЦВЕТНАЯ ВОДА
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»
   Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
игры с водой              
  Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку.


игры с мыльными пузырями
     В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.
игры со светом и тенями
- СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зайчика».
- ТЕНИ НА СТЕНЕ                                        
Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
игры со льдом
Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая». Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает —  это лед тает и снова превращается в воду».
- РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД
  Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
игры с крупами
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
- ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
  Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.                                            
ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
 РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам
игры с пластичными материалами
(пластилином, тестом, глиной)
 Мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки.

 - ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ                                                                   
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками».

игры со звуками
- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

 - НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ
Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же.
Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.
Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Игры на развитие внимания
В газете, старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнять, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «А», обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О».