Как подготовиться к индивидуальной  встрече с родителями

• Приглашая родителей для беседы, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.

• Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно.

• Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах. .

• Побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”. .

• Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.

• Обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию.

• Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть – своих детей.

• Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра.

• Помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда.

• И последний, самый главный совет: улыбайтесь чаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу….


Памятка по взаимодействию с семьей, нуждающейся в психолого-педагогической поддержке

1. Никогда не предпринимать воспитательных воздействий в плохом настроении.

2. Постараться убедить родителей в том, что Ваши цели - это прежде всего, их цели.

3. Не брать все на себя, предоставить семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый шаг.

4. Не давать окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучать родителей, а показывать возможные пути преодоления трудностей, разбирать правильные и ложные решения ведущие к цели.

5. Вы обязаны поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи.

6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.

8. Вы обязаны формировать в себе внутреннюю устойчивость. Позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.

9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы 2 перспективных линий» - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

10. Вы должны быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуации.


Примерный перечень форм работы с семьей:


1) домашние визиты;
2) мини-собрания;
3) круглый стол;
4) ассоциация родителей и детей;
5) клубный час;
6) активный отдых;
7) семейные клубы;
8) общество поддержки семьи;
9) ведение тетради по связи с родителями или индивидуальных блокнотов;
10) наблюдение за взаимодействием родителей и детей;
11) домашняя школа;
12) функционирование телефона доверия;
13) ведение хроник жизни группы (семьи);
14) наличие ящика идей и предложений;
15) заочные семинары;
16) бюро справок;
17) заполнение карточки добрых дел;
18) индивидуальные творческие выставки;
19) семейный круг;
20) наличие книги отзывов родителей о проведенных мероприятиях


Как избавиться от стресса

       Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
      Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. На земле живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.
Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление

       Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.
      Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

       По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.
     
      Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.  Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

       Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

  Не слишком увязайте  в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не слишком погружайтесь в мечты о будущем. Его еще нет. Научитесь получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

  Создайте себе комфортные условия работы. Даже «милые пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей, миленькая ручка, любимые цветы — помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям.

       Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
      Разговаривайте иногда с людьми «по пустякам»; возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.
       Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс.
      Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.


Как улучшить самочувствие за три минуты

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: побегайте, попойте, покричите. Секрет этого способа прост: любая деятельность в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

4. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее. Концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
5. Техника расслабления мышц. Суть метода — последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение. Для этого можно использовать визуальный образ вашего тела, собранного из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове. Полностью расслабившись, медленно и глубоко вздохните.

6. Горячий воздушный шар. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.


Использование приемов песочной терапии в работе с детьми с ОПФР


      Игра с песком, как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира.  Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: нет ничего такого,  что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
         Игра с песком – это естественная и доступная для  ребенка с ОПФР форма деятельности. Ребенок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.  Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от  напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
         Совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой  воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
       Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое;
      Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
     В- третьих,  в играх с пеком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции(восприятие, память, мышление), а также речь и моторика.
      В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков и сюжетно-ролевой игры.
     В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОПФР.

Организация  игр-занятий с песком


1. Ориентировочный этап.
Взрослый знакомит детей с игрушкой-посредником – это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей.  Данную игрушку можно использовать только в песочнице, так как через эту игрушку взрослый объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Воспитатель должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком.  Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Взрослый сначало показывает в песке все движения, затем ребенок их повторяет, если самостоятельно сделать невозможно,  выполняет вместе со взрослым – «рука в руке».


2. Игра с Песочной феей.
Песочная фея приглашает детей в гости, в песочницу.  Можно придумать ритуал приветствия. Дети с помощью Песочной феи обозначают для себя  некоторые правила поведения в песочнице. Фея предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия заканчиваются ритуалом прощания. Для детей с ОПФР обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.


3. Правила поведения в песочнице.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
Для закрепления правил поведения в песочнице нужно использовать символические изображения.

Предлагаем следующие варианты  игр-упражнений с песком:


Упражнение «Здравствуй, песок!» (снятие психофизического напряжения). От имени феи по-разному поздороваться  с песком:
-дотрагиваясь поочередно пальцами одной, потом другой руки;
- сжимаем кулачки с песком, потом высыпаем;
- дотрагиваемся внутренней, потом тыльной стороной ладони;
-перетираем песок между пальцами.
Упражнение «Песочный дождь» (регуляция мышечного напряжения). Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец.
Упражнение «Песочный ветер» (учить управлять вдохом- выдохом). Дети дышат через трубочку, выдувая углубления. Ребенок при выдохе дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы» (развитие тактильной чувствительности).
- «идут медвежата» - ребенок надавливает кулачками на песок.
- «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка.
- «ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой. 
 
Можно добавить песка в краску или клей.
Для дополнительной мотивации положите в песок любимые игрушки ребенка.
Используйте сухой и мокрый песок.
Добавьте немного песка в ванну.
Играйте с песком в маленьких мисках и лотках, можно с разными животными.
Закапывайте в песок руки и ноги.
Воткните мольберт в песочницу.
     Отпечатайте в песке следы рук и ног, заполните их гипсом, чтобы сделать слепки.
     Прячьте предметы в песке, возьмите, например, камешки, завернутые в золотую и серебряную фольгу.
     Постройте из песка высокую гору, посыпьте ее верх мукой, чтобы было похоже на снег. Потрогайте, обратите внимание на разницу в ощущениях.
Рисуйте различные узоры на песке граблями, пальцами, кисточкой.
Напишите на песке имена.
     «Пеките» пирожки из песка, используйте подносы, деревянные ложки, воду, игрушечную духовку, муку, кастрюли, сковородки и т.д.
     Доски, сиденья, пластиковые трубки, коробки от гвоздей, пластиковые пульверизаторы, ведра, лопатки, машинки, тележки, палочки, ветки, бумага, солома, чистые пластиковые трубы помогут заинтересовать ребенка.
Смастерите простой блок для транспортировки песка с места на место. 

 Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров», создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.


Правила общения с  детьми, с особенностями психофизического развития
     
     Как облегчить общение с детьми с ОПФР и сделать взаимопонимание наиболее эффективным? Представленные рекомендации включают правила для детей с различными ограничениями, но их объединяет одна общая идея – видеть в ребенке с ограничениями Человека. Если мы будем уважать в ребенке с ограничениями личность, то не понадобиться решать многие задачи по интеграции и  социализации детей с ОПФР в обществе. Уважительное и этичное общение с ними, реальная помощь и поддержка уже сами по себе будут свидетельствовать об их нахождении в обществе.
    
 Правила общения с детьми, имеющими ограничения в передвижении


1. Не следует ни словом, ни поведением демонстрировать ребенку с ограничениями его необычность.


2. Необходимо помнить, что инвалидная коляска – личное пространство человека.  Недопустимо облокачиваться на нее, толкать и катить без согласия хозяина.


3. При разговоре с ребенком, пользующимся инвалидной коляской, желательно расположиться  на одном уровне с ним и избегать  ситуаций, когда человек с ограничениями испытывает неудобство, дискомфорт или неловкость.


4. Воздержитесь от вопросов по поводу  имеющихся ограничений, за исключением случаев, когда ребенок сам желает рассказать свою историю. Нужно быть готовым тактично выслушать, не перебивать и не расспрашивать о подробностях, воспоминания о которых возможно тяжелы и неприятны.


 Правила общения с детьми, имеющими нарушения зрения


1. До начала общения следует назвать себя и представить других собеседников. Следует избегать ситуаций, когда незрячий человек вынужден «говорить в пустоту».


2. Сопровождая  ребенка  с нарушением зрения, не следует без предупреждения оставлять его в незнакомом месте даже на короткое время и создавать доля него обстановку тревоги или растерянности. При этом гиперопека тоже недопустима.
Ребенку важно произвести хорошее впечатление на окружающих, а не оказаться в униженном положении.


3. При общении не следует избегать слова «смотреть», оно для незрячего человека часто обозначает «видеть руками», «осязать».                                                                                 

Правила общения с детьми, имеющими нарушения слуха

1. Разговаривая с ребенком, имеющим нарушения слуха, целесообразно смотреть на собеседника. Обмениваться с ним взглядами, не закрывая и не затемняя свое лицо. Говорить нужно четко,  ясно и ровно. Использовать простые фразы и избегать несущественных слов.


2. В общении широко использовать жесты и мимику.

Правила общения с детьми, имеющими затруднения в речи


1. Не говорить – не значит не мыслить. Не стоит думать, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта.


2. Ведя разговор с ребенком, испытывающим затруднения в речи, не следует его перебивать, торопить, пытаться высказаться вместо него. Начинать говорить самому следует лишь тогда, когда ребенок закончит свою мысль.


3. Используйте картинки, фото, пиктограммы, как вспомогательный метод коммуникации.

Правила общения с детьми, имеющими психические нарушения


1. Не следует говорить свысока и заранее предполагать непонимание

2. В разговоре не надо торопиться, целесообразно вести его поэтапно и избегать лишней информации, затрудняющей понимание главного. Неуместны штампы, образные выражения, сложные термины


3. Дружелюбное обращение помогает ребенку оставаться спокойным и расположенным к взаимодействию


Истинная помощь должна быть направлена на то, чтобы человек с ограниченными возможностями ощущал свое равенство с другими людьми, чтобы признавалась его
«необычность»  в обычных житейских ситуациях.


Один маленький секрет-сказка для детей и взрослых

     Как воспитывать в детях правильное восприятие людей с особенностями психофизического развития?
     Прочитайте сказку «Один маленький секрет» и подготовьте их  к встрече с необычными детьми, ведь рано или поздно она произойдет и важно быть готовым к ней и реагировать правильно.
«Я хочу вам рассказать об удивительных малышах…по секрету. Они живут рядом с нами и, возможно, гуляют  в вашем дворе или ходят  в соседний детский сад или школу. Они дети, но они не похожи на вас. Они говорят с птицами на птичьем языке. Однако редко отвечают людям и не всегда понимают их. Они ведут себя странно, играют в странные игры, а иногда совсем не умеют играть. Но зато они видят эльфов и фей, которые прилетают к ним и поют им свои песенки… и тогда эти дети смеются без видимых для нас причин: это злые тролли прогоняют маленьких эльфов и пугают странных малышей. Как видите, им бывает трудно. Во всяком случае, точно труднее, чем нам, ведь они живут в двух мирах одновременно и иногда не могут понять, где же они теперь.
 Если вы знаете такого мальчика или девочку, то прошу вас, не смейтесь над ними и тем более не дразните, не обижайте их, а попытайтесь подружиться, если можно. А  если нет (не все из них могут дружить с детьми), расскажите о тайне своим друзьям… по секрету.
Когда эти странные дети вырастают, то становятся странными взрослыми. Но если вы будите к ним добры, то скорее всего, они научатся жить в нашем мире и, может быть, даже решат, что стоит остаться в нем навсегда. Правда,  это произойдет  только в том случае, если мы будем похожи не на злых троллей, а на маленьких эльфов и фей. Ведь тогда у нас будет лучше, чем в сказке».