Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу

1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки.
13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С. Михалкова, К. Чуковского и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).
25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


Роль семьи в развитии речи ребенка

 Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретается в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладеет правильным произношением.
 В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
 Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, не «съедая» слогов и окончаний слов, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, то и речь ребенка будет такой же.
 Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
 В общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи ребенка частое употребление взрослым слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недопустимых для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.
 Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к неправильному формированию звуков – боковые шипящие, горловое произнесение звука р, к заиканию.
 Ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов можно легко устранить самим родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.
 Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что ребенок старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими, или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Например, ребенок научился правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня холошая погода», говорит Костя. В данном случае взрослый может спросить: «Костя, как надо сказать хорошая?» - выделив голосом слово; или : «Ты умеешь говорить р, а в слове хорошая ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно р; хорошая».
 Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ему ответ, когда он поспит (погуляет, уберет игрушки и т.п.), взрослый же за это время подготовиться к рассказу. Тогда ребенок не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Обязательно нужно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.
 У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
 Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.
 В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
 Одной из частых причин нарушений звукопроизношения у детей является затруднение в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в различении их на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок как бы не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ц, З-Ж, С-Ш, Р-Л и др.). По этой причине слова типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые.
 Если положить перед ребенком две картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой изображена МИСКА, и попеременно их называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад, вопросительно поглядывая при этом на взрослого и не зная, чего от него хотят. При этом ребенок хорошо понимает разницу в самом значении слов, о чем говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке.
 Так, если попросить ребенка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он сразу и без труда справится с заданием, ориентируясь на значение «подсказывающих» слов – ПЛЮШЕВЫЙ и СИНЯЯ. Изолированно же взятые слова МИСКА и МИШКА могут быть дифференцированы только при условии различения звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах произносятся одинаково.
 Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию произношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению с С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение СУБА вместо ШУБА кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию артикуляторных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука.
 Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться на письме. Ребенок как говорит, так и пишет СУБА вместо ШУБА, то есть возникает так называемое «косноязычие в письме». В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребенку уточнить звуковой состав записываемых слов, дает прямо противоположный результат: неправильное проговаривание не только не помогает, но даже мешает.
 Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устраненного нарушения речи появляются еще и новые.
 Большую помощь в развитии слуховой дифференциации звуков могут оказать сами родители.
 С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук З можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж – с жужжанием жука; С – со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш – с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук З, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или комар?» Или после переменного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»
 После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, что внимание ребенка  было постоянно привлечено к нужной паре звуков.
    
     Задание 1.
 Ребенок должен определить, какой звук (С и Ш) слышится в словах шапка, шуба, сумка, стол, школа, шарф, сом, суп, шаль, шляпа, стул.
 Взрослый последовательно произносит каждое из этих слов, несколько выделяя при этом звуки С и Ш, а ребенок после восприятия на слух каждого из слов показывает соответствующую букву (даже в дошкольном возрасте эти звуки лучше сразу связывать с буквами).
 
     Задание 2.
 Ребенок показывает сначала все картинки, содержащие в своих названиях звук С, а затем – содержащие звук Ш (скамейка, шкаф, собака, сосна, слон, кошка, шишка, шахматы, стакан).

     Задание 3.
 Ребенку предлагается самому придумать несколько слов на звук С, затем – на звук Ш.

     Задание 4.
 Ребенку предлагается определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук Ш. Слова: шар, кошка, душ, мешок, шуба, мышь и др. Подобным же образом подбираются слова и на другие звуки.
 Этот вид упражнений очень важен потому, что он не только совершенствует навык слуховой дифференциации звуков, но и подготавливает ребенка к звуковому анализу слов, необходимому для овладения грамотой.

     Задание 5.
 Ребенок показывает называемые взрослым парные картинки на заменяемые в речи звуки.
 Обычно такая работа над слуховой дифференциацией звуков сравнительно быстро дает положительный эффект. В результате этого у ребенка появляется стимул к усвоению произношения ранее отсутствовавшего в его речи звука – ведь теперь он понимает, что слова МИСКА и МИШКА должны произноситься по-разному. Остается только обеспечить ребенку необходимый образец для подражания в виде правильного и отчетливого произношения взрослыми как можно большего количества слов с этим звуком. В дальнейшем, после появления в речи ребенка нового звука, нужно помочь ему ввести этот звук в повседневную речь путем поощрения правильного поощрения.

 Заниматься с ребенком – дело серьезное. Недаром многие родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Все правильно. Одно дело – заниматься с посторонним человеком, другое – со своей мамой или бабулей. Но вот, что я хотела бы вам сказать. Ведь перед вами не стоит задача проводить с ребенком уроки. Вы просто будете вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Вы прежде всего обеспечиваете ребенку возможность познавать.
 Вы, родители, - естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное средство – любовь к своему ребенку. Так что не сомневайтесь, дорогие родители, все у вас получится. 


Пальчиковая гимнастика

 РОДИТЕЛЯМ: Прежде чем выполнять упражнение, повторите с детьми название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
«Пальцы – дружная семья»
 Пальцы – дружная семья,
Друг без друга нам нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и Вот большой!                           разжимаем их.)
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили              (поочередно поднимаем пальцы Будем их соединять                                      обеих рук кверху)
И движенья выполнять…                (Каждый палец руки присоединяем                  
                                                            поочередно к большому)

«Мы рога козы покажем»
     Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове.
    
     «И рога оленя даже…»
     Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.
    
     Мы про зайку не забудем –      (Выдвигаем вперед указательные и средние                                                                                                                                 
     Ушками водить мы будем.        пальцы обеих рук, поднимаем к голов.          
                                                           Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а       
                                                           потом сжимаем пальцы в кулачки и 
                                                           разжимаем)
    
     «Олененок»
     Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Олененок идет по столу.
     
     Чтобы четко говорить,                     (Каждый палец руки               
     Надо с пальцами дружить!               поочередно
                                                                 присоединяем к
                                                                 большому)



Развитие фонетического восприятия у детей с нарушениями речи

 Значительное количество речевых нарушений оказывается связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи. Устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
 Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического слуха является одной из важных.
 Развитие фонематического восприятия входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся или исправляются и вводятся в самостоятельную речь. Одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Ребенок должен овладеть умением контролировать сое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.
 
Прочитайте детям стихотворение, предложите назвать слова                    со звуком «Ж»

«Про сороконожку»

Как-то раз сороконожку пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка появилась у стола.
- Опоздала я немножко, еле-еле приползла.
Вот какое невезенье, как же мне не опоздать!
Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»