Памятка учителю о детях, страдающих заиканием
 
      Заикание – одно из наиболее сложных речевых расстройств, вызывающих нарушение плавного течения речи, свободного, легкого       речевого дыхания, спазмы мышц гортани, речевого аппарата.
 Но главная беда при заикании – это нарушение возможности общения с людьми, изменение характера, ощущение почти постоянного страха речи, желание уйти от речевых контактов, постоянные уловки во время речи. Меняется поведение ребенка, уменьшается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает успеваемость в школе.
 Заикание лишает ребенка нормальных условий речевого общения и часто препятствует успешной учебе. Многие заикающиеся дети учатся ниже своих интеллектуальных возможностей.
 Учителям необходимо знать, что среди причин неуспеваемости, важное значение имеют такие факторы:
 - осознание учеником своего речевого недостатка, что часто приводить к пассивности на уроках, отказу от ответов, неуверенным ответам;
 - неправильный педагогический подход к ребенку  с заиканием без учета его индивидуальных психологических особенностей, что ведет к педагогическим ошибкам (необоснованное занижение отметок, опрос только после уроков, требование письменных ответов вместо устных и т.д.).
 Велика положительная роль учителя в жизни заикающегося ребенка.
 С целью предупреждения усиления заикания и травматизации всей личности ученика, мы обращаемся к педагогам со следующими просьбами:
 1. Постарайтесь не проявлять раздражительность, несдержанность в общении с ребенком, не напоминать о его заикании.
 2. Следует избегать порицаний, критических замечаний по поводу речи ребенка, не нужно разговаривать о недостатке речи ученика в его присутствии.
 3. Необходимо создать ребенку равные условия в среде сверстников. Поначалу, при поступлении заикающегося ребенка в школьный коллектив, помогите ему установить контакт с товарищами. После того, как контакт с ним установлен и Вы видите, что он привык к коллективу, обращайтесь с ним, как со всеми, пусть он не чувствует, что его выделяют.
 4. Постарайтесь оградить ребенка от насмешек и передразниваний со стороны нормально говорящих детей.
 5. По возможности, первое время, вызывайте ребенка тогда, когда он поднимает руку. При случае обязательно похвалите ребенка за хороший ответ.
 6. Пожалуйста, не проводите опрос школьника после уроков, старайтесь не давать ему отвечать письменно на устные вопросы, это очень травмирует таких детей.
 Опрос письменно или после уроков ставит заикающегося в неравные условия со сверстниками, лишает его надежды в том, что он будет когда-нибудь говорить хорошо.
 7. Старайтесь не торопить ребенка во время устного ответа, не перебивайте и, по возможности, ведете себя с ним терпеливо и доброжелательно, выслушивайте ответ до конца. Убеждайте школьника, что он ничем не отличается от других.
 Это связано с тем, что многие заикающиеся испытывают страх речи перед ответами в классе, особенно у доски. Ребенок может хорошо знать учебный материал, но не сумеет это показать в ответе учителю. Страх речи, огромное волнение лишают его возможности ответить урок. И на лицо психотравма – ребенок получает двойку.
 8. Учитель должен знать, что чтение заикающегося школьника не должно быть ускоренным, как, к сожалению, требуется в начальной школе – «чтение по секундомеру». Конечно, с первых классов дети должны уметь читать бегло. Но заикающемуся ребенку проверка техники чтения не рекомендуется, т.к. заикающийся школьник просто физически не может прочесть быстро и для него это становится целым испытанием, а иногда и психотравмой.
 9. Иногда заикающихся детей уличают в симуляции. Однако учителям следует знать, что заикающийся ребенок не может всегда, везде и со всеми разговаривать одинаково. Если ученик на перемене с товарищами говорит более свободно, чем при ответах у доски, неправомерно уличать его в злоупотреблении заиканием.
 10. Нельзя лишать заикающегося ребенка участия в утренниках, в жизни коллектива, отказывать ему в предоставлении ведущих ролей в играх. Необходимо предлагать ему посильные задания с учетом его речевых возможностей (например, участие в инсценировках, когда требуется принятие на себя другой роли, в пантомиме).
 Соблюдение педагогами рекомендаций будет способствовать сохранение нервно-психического здоровья ребенка и обеспечит его хорошую успеваемость.



Первичные и вторичные дефекты

 Рассматривая проблему нарушения психического развития в русле концепции Л.С. Выготского, следует различать две группы дефектов.
 К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.
 Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание – при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т.д.
 Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
 Механизм возникновения вторичных дефектов различен.
     1) Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих, конструктивного праксиса при детском церебральном параличе.
     2) Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные вредности могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные вредности (перенесенный менингит, травма черепа и т.д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.
     3) Важнейшим фактором возникновения вторичного недоразвития является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков.
     Направление вторичного недоразвития чаще отмечается от элементарных функций к более сложным. Так, недоразвитие функций восприятия и памяти при некоторых органических поражениях головного мозга приводит к задержке в развитии интеллекта. Но возможно и противоположное направление формирования вторичного дефекта. Так, например, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.
     Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.
     Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием  мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
     Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
     Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
     Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
     Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
     Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений связана с особенностями детского возраста. Пропущенные сенситивные периоды в обучении и воспитании приводят к усугублению явлений недоразвития в подростковом возрасте.
     Если у ребенка отмечается невозможность усвоения обычной программы при обучении в младших классах, весьма мала вероятность самостоятельной компенсации этого состояния в дальнейшем. Трудности в обучении детерминируют не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, приводят к отклонениям в поведении.
     В подростковом возрасте часто уже не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития и личностные реакции на это состояние приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации.
     Не надо забывать, что первичным дефектом, рождающим такой набор последствий, может быть не только олигофрения или тяжелое органическое повреждение, но и такие относительно «незначительные» особенности, как заикание, энурез, тики т.п. Поэтому задачей школьного психолога является обнаружение детей с различного рода нарушениями, своевременное направление их к специалистам, а также психолого-педагогическая коррекция вторичных нарушений.


Учимся правильно говорить

 Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать свои мысли, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, часто раздражаются, замыкаются в себе.
 Особо важное значение имеет правильное, чистое произношение звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
 Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Работа над каждым звуком предусматривает 4 этапа:
 1 этап – постановка звука. Работа начинается с постановки того положения органов речи, которое необходимо для правильного произношения данного звука. Используется 3 способа постановки звука. Первый основан на подражании, дают образец звучания, показывают положение языка и губ, поясняют на что похоже звучание изучаемого звука. Например, на шипение гуся – ш-ш-ш.
 Затем предлагают ребенку воспроизвести звук по подражанию.
 Второй способ – это механическое воздействие на органы произношения ребенка (пальцем, шпателем) с целью создания искусственной артикуляции при постановке звука.
 Третий способ – смешанный. Правильная артикуляция вырабатывается по подражанию и с механической помощью.
 Вызванный любым из способов звук закрепляется в слогах, словах, предложениях. Материал для речевых упражнений подбирается по принципу: от легкого – к трудному, от простого – к сложному. Изучаемый звук вводится в начале слова (рак), в середине (корова) и в конце слова (забор), в предложениях, коротких текстах, насыщенных этим звуком. Слова не должны содержать тех звуков, с которыми смешивается или заменяется изучаемый звук.
 Задача этапа дифференциации состоит в том, чтобы предупредить возможные смещения поставленного звука и звука, заменявшего его ранее.
 На последнем этапе поставленный звук вводится во все виды речи. Все этапы занятий предусматривают упражнения, развивающие фонематическое восприятие. Ребенок учится узнавать изучаемый звук и находить его среди других. Ребенок поднимает руку, услышав нужный звук, отбирает картинки на заданный звук, придумывает слова с этим звуком и определяет место звука в слове.


Заикание: причины и коррекция


 Заикание… Это пожалуй, самый загадочный и мучительный недуг, известный человечеству. Речь заикающихся – это трудный монолог, лишенный интонационной и мелодичной выразительности. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими, заикание является серьезным препятствием для выполнения производственных обязанностей, получения образования, устройства личной жизни. Постоянные затруднения в речи травмируют больных, вызывают невротические реакции. Заикание обычно возникает в раннем детстве в период формирования и развития фразовой речи. Устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное в начале, заикание может со временем усиливаться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения психики ребенка.
 Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов.
     Выделяют две группы причин: предрасполагающие и производящие.
К предрасполагающим причинам относят:
* Определенный возраст ребенка (от 2 до 5 лет),
так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.
* Наследственный фактор.
Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений.
* Функциональная асимметрия мозга.
Заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость.
* Половой деморфизм.
У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.
К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми.
 Хроническая психическая травма – длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешимых, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в дошкольном учреждении.
     Острая травма – сильный, внезапный, в основном однократный психический шок: вызванный аффективной реакцией. Чаще это реакция испуга и страха.
 
М.Я. Мисуловин делит случаи острого психического травмирования на … основных групп:
1. Психотравма была нанесена домашними и дикими животными, птицами.
2. Психотравмы, полученные в результате пожаров, транспортных катастроф, сильных звуковых раздражителей.
3. Психотравмы нанесены детям в результате различных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк и т.д.).
4. Психотравма нанесена людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
5. Психотравма связана с физической травмой.
6. Заикание возникло в результате дидактогении (случаи педагогических ошибок, допущенных педагогами дошкольных учреждений).
7. Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребенка.
Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с
заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.
> Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной
системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии: для активной работы учителя-дефектолога.
> Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей
коррекционно-развивающей работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может говорить без заикания.
> Специальное воздействие, осуществляемое на протяжении
длительного, регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и заканчивая сложными, в любых жизненных условиях.
> Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных
упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей.
> Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка.
Педагоги, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе,
сознание своей полноценности, постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий.

Также предлагаем ознакомиться со следующими материалами:

Сенсорная комната как инструмент реабилитации детей с особенностями психофизического развития раннего возраста